Версия для слабовидящих
Общая информация
Анализ методической работы МОУ Антоновская ООШ за 2021-2022 уч.год

  

 

 

Анализ методической работы МОУ Антоновская ООШ

за 2021-2022 уч.год

Деятельность администрации школы была направлена на поиск эффективных методов стимулирования деятельности педагогических работников школы во всех направлениях деятельности ОО, соответствующих стратегии его развития.

Решением педагогического совета методическая работа в 2020-2021 учебном году была организована в рамках методической темы школы, выбор которой был обусловлен актуальными для школы проблемами и образовательными запросами педагогов школы, выявленными в результате диагностики профессиональных затруднений: «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС».

Цель методической работы:

повышение профессионального мастерства педагога и его личностной культуры для достижения стабильно положительных результатов образовательного процесса и принципиально нового качества образования.

Задачи:

– знакомить педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения нового качества образования;

– организовать систему методической работы с педагогами с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров;

– формировать способность педагогов к рефлексивной деятельности как основу для анализа собственной педагогической деятельности и определения путей решения выявленных проблем;

– выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт обучения и воспитания по вопросам эффективной работы с одарѐнными детьми.

Ведущие аспекты методической работы:

Аналитическая деятельность:

– мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;

– изучение и анализ состояния результатов методической работы, определение направлений еѐ совершенствования;

– создание базы данных о педагогических работниках;

– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы; – изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Информационная деятельность:

– формирование банка педагогической информации;

– ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы на бумажных и электронных носителях;

– создание медиатеки современных учебно-методических материалов;

– ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности учителей района и области.

Консультационная деятельность:

– организация консультационной работы для учителей - предметников по вопросам методической работы;

– организация консультационной работы учителей, участников различных конкурсов профессионального мастерства, конференций;

– популяризация и разъяснение программ развития образования федерального, регионального и муниципального уровня;

– консультирование педагогического коллектива школы по различным вопросам образования.

Организационно – методическая деятельность:

– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи учителям в период подготовки к аттестации, в межаттестационные и курсовые периоды;

– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

– организация работы школьных предметных МО;

– методическое сопровождение подготовки учителей школы к проведению ОГЭ;

– подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей профессионального педагогического мастерства;

– участие в организации и проведении конференций исследовательских работ учащихся школы.

Ожидаемые результаты:

1. Владение учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями.

2. Рост профессионализма учителей и готовности решать задачи, поставленные перед школой.

3. Создание условий для самореализации учащихся и учителей в учебно-воспитательном процессе и их успешной социализации в современном обществе.

4. Повышение качества процесса обучения и воспитания учащихся.

Цель:

Методическое сопровождение системного развития профессионального роста учителей для повышения качества образования и совершенствования образовательного процесса в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Задачи:

Осуществлять координацию действий предметных МО по различным инновационным направлениям.
Оказывать методическую помощь по составлению рабочих программ учебных дисциплин, элективных курсов, программ внеурочной деятельности;
Эффективно использовать образовательные и воспитательные методики и технологии, связанные с внедрением новых образовательных стандартов.
Поддерживать культурно-образовательные инициативы коллектива, осуществлять сопровождение исследовательской, проектной и инновационной деятельности, стимулировать творческую инициативу педагогов.
Организовывать и осуществлять сопровождение аттестации педагогических кадров.

Формы методической работы

Педагогический совет
Методический совет
Методические объединения
Методический семинар
Обобщение опыта работы
Открытые уроки
Аттестационные мероприятия
Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
Предметные недели
Педагогический мониторинг
Приоритетные направления методической работы школы на новый учебный год:

обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального роста учителя с целью достижения современного качества образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
информационное обеспечение образовательного процесса,
обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
совершенствование методов отслеживания качества образования;
работа над повышением профессионального имиджа учителя и школы.

Организационное обеспечение:

1) повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможностей урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение единых методических дней, предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;

2) организация деятельности профессиональных объединений педагогов;

3) совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.

Технологическое обеспечение:

1) внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;

2) обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;

3) укрепление материально-технической базы методической службы школы.

Информационное обеспечение:

1) обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных, цифровых образовательных платформ и т.д.;

2) создание банка методических идей и наработок учителей школы;

3) разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.

Создание условий для развития личности ребенка:

1) изучение особенностей индивидуального развития детей;

2) формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;

3) создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников; 4) психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.

Создание условий для укрепления здоровья учащихся:

1) отслеживание динамики здоровья учащихся;

2) разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровье сберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.

Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности:

1) мониторинг качества знаний учащихся;

2) формирование у обучающихся универсальных учебных действий;

3) диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и элективных курсов.

Анализ методической работы по направлениям деятельности.

1. Проведение педсоветов

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.

В 2021/2022 учебном году были проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:

 

Тема педагогического совета и вопросы для обсуждения

Сроки

Ответственные

1

 

«Анализ и диагностика итогов 2020/21учебного года. Условия реализации образовательных программ в 2021/22учебном году»

август

директор,

1

Анализ результативности образовательной деятельности

2

Утверждениеучебного плана школы и реализуемых учебных программ и учебников

3

Утверждение календарного учебного графика

4

Утверждениеплана внеурочной деятельности и рабочих программ внеурочной деятельности

5

Утверждение плана работы школы

2

 

«Качество образования как основной показатель работы школы»

ноябрь

Директор

Руководители ШМО

1.

Результаты внешней оценки качества образования

2.

Итоги ВПР

3.

Анализ образовательных результатов обучающихся по итогам I четверти.

4.

Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы.

3

 

«Профессиональныйстандартпедагога – образовательный ориентир школы»

январь

директор

1.

Анализ образовательных результатов обучающихся по итогам II четверти.

2.

Актуальныевопросыоб аттестации педагогических работников

4

 

«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»

март

Директор

1.

Анализ образовательных результатов обучающихся по итогам III четверти.

2.

Рассмотрение и принятиеотчета образовательной организации порезультатам самообследованияза прошедший календарный год.

3.

Вариативные модули программы воспитания как отражение школьного уклада

4.

Основные направления воспитательной работы

5

 

«О допуске к ГИА»

май

директор

1.

Допуск учащихся 9-х классов к ГИА.

2.

Условия проведения ГИА в 2022 году

6

 

«О переводе обучающихся 1–8-х классов»

май

Директор

1.

Анализ результатов ВПР.

2.

Итоги промежуточной аттестации.

3.

Перевод обучающихся 1–8-х классов в следующий класс

7

 

«Итоги образовательной деятельности в 2021/22 учебном году»

июнь

Директор

Зам. дир. по ВР

1.

Реализация ОО в 2021/22учебном году.

2.

Анализ результатов итоговой аттестации обучающихся 9-х классов.

3.

Выдача аттестатов об основном общем образовании.

   
       

Функции педсоветов реализовывались через осуществление планирования, регулирование качества образовательного процесса, развитие педагогического мастерства. К подготовке педсоветов, к выработке их решений привлекались учителя, привлекалась психолого - социологическая служба, что способствовало повышению их эффективности, созданию атмосферы заинтересованного обсуждения. Содержание педсоветов включало в себя изучение лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности по проблеме школы, аналитический материал всех образовательных областей, анализ применения педагогами имеющейся в школе компьютерной техники в учебном процессе, анализ использования учителями в практической деятельности современных педагогических технологий, обсуждение проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации ФГОС. Помимо аналитических материалов, включающих в себя результаты контроля по направлениям деятельности школы, вынесенным в тематику педсоветов, основной акцент был сделан на развитие творческой инициативы педагогов в решении актуальных задач и проблем, стоящих перед школой и определении перспектив роста педагогического и ученического коллективов. Решения педсовета в большинстве своем носили конкретный характер, соответствовали выводам и предложениям, содержащимся в выступлениях по обсуждаемым вопросам, определялись сроки и ответственные за исполнение решений.

Выводы: Вопросы методической работы постоянно выносятся на педагогический совет, где принимаются решения, связанные, в том числе с организацией работы над единой методической темой, внедрением в практику достижений психолого-педагогической науки и передового опыта. На заседаниях педсоветов рассматриваются и решаются проблемы повышения профессионального мастерства учителей в тесной связи с результатами учебно-воспитательного процесса, заслушиваются выступления учителей с материалами из опыта работы. В школе сложилась система отбора проблем для изучения и подготовки педсоветов, учитывающая приоритетные направления деятельности педагогического коллектива и социального заказа.

Рекомендации: в новом учебном году необходимо активнее использовать нестандартные, новые формы проведения педсоветов, усилить их аналитический характер.

2.Работа методического совета школы

В условиях модернизации российского образования роль методической работы постоянно возрастает, т.к. особенно актуальной становится проблема использования новых педагогических технологий, приемов и форм обучения и воспитания. Ведущая роль в управлении методической работой в школе принадлежит методическому совету – совещательному и коллегиальному органу при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Методический совет в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется законами Российской Федерации, решениями Правительства РФ, органов управления образования всех уровней по вопросам учебно-воспитательной, методической, проектно-исследовательской деятельности. Состав ежегодно утверждается директором школы, работа Совета осуществляется на основе годового плана.

Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы.

Сегодня роль методической службы значительно возросла в современных условиях. Это связано с введением ФГОС, необходимостью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, перехода от подчинения к сотрудничеству и партнерству в отношениях с коллегами, учащимися, а также с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые технологии обучения, современные методики, приемы и формы обучения.

Функции методического совета:

реализует задачи методической работы, поставленные Программой развития школы и скорректированные на конкретный учебный год;
направляет работу учителей-предметников;
готовит и проводит внутришкольные семинары, педсоветы, месячники;
анализирует и планирует формы работы с одаренными учащимися;
содействует подготовке учителей к участию в конкурсах педагогического мастерства
на заседаниях МС были рассмотрены следующие вопросы:

Итоги методической работы за год, основные задачи на новый уч. год.
Инструктивно-методические совещания.
Утверждение учебных планов и программ, планов работы предметных МО
Разработка программы подготовки и проведения педсоветов.
Организация и проведение предметных школьных и муниципальных олимпиад.
Итоги мониторинга учебной деятельности по результатам четвертей и полугодий. ВСОКО
Управление качеством образования в школе. Мониторинг уровня обученности обучающихся.
Работа с обучающимися, имеющими мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Информация о ходе аттестации учителей.
Подведение итогов аттестации учителей школы, анализ реализации системы курсовой подготовки.
Подготовка к итоговой аттестации в 9-х классах.
Подведение итогов по самообразованию, самооценка профессионального развития учителей.
Мониторинг учебной деятельности за год. Результативность работы МС.
Обсуждение плана работы на учебный год.
Работа по ФГОС.
Инновационная работа

Тематика мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Методические советы

План методической работы на 2021/2022 год:

1. Анализ методической работы за год.

2.Обсуждение и утверждение задач и плана работы МС на учебный год. 3.Рассмотрение и согласование рабочих программ, поурочно-тематического планирования по предметам.

август

Директор руководители ШМО

1.Организация работы МС, школьных предметных МО на учебный год.

2. Утверждение плана работы.

сентябрь

Директор руководители ШМО

1..Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

2.Подготовка к педагогическому совету

октябрь

Директор, директор руководители МО

«Подведение итогов первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников».

1. Подведение результатов школьных олимпиад.

2.Формирование команды школы на муниципальный этап ВОШ.

ноябрь

Руководители МО, Замдиректора по УВР

Итоги работы школы за первое полугодие:

1.Итоги проверки исполнения планов работы МО за первое полугодие.

2.Утверждение плана подготовки к педагогическому совету

январь

Руководители МО, Директор

1.Утверждение плана подготовки к педагогическому совету

февраль

Руководители МО, Директор

1.Разработка плана работы МС на учебный год»

2. Учебники на учебный год

3.Подготовка к педсовету: «О допуске обучающихся 9 классов к государственной (итоговой) аттестации

апрель

 

Организация деятельности учителей по подготовке учащихся 9- классов к ОГЭ .

в течение года

Директор

Организация работы с одаренными детьми

февраль

Директор

Об учебно-методическом и программном обеспечении учебного процесса в учебном году.

май

Директор

Работа школьных МО

Планирование работы на год

сентябрь

Руководители МО

Участие в интеллектуальных играх и конкурсах.

Октябрь, декабрь, январь, март.

Учителя - предметники

Проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

Сентябрь, октябрь

Директор

Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников

Ноябрь-декабрь

Директор

Работа над методической темой (предварительный отчет)

январь

 

Результативность деятельности за первое полугодие:

1.Анализ результатов полугодовых контрольных работ.

2.Выполнение программ по предметам.

январь

Руководители МО, директор

Анализ результатов работы за год:

1.Отчет по методической теме.

2.Отчет о выполнении плана работы МО и степени участия педагогов в реализации плана методической работы в школе

Май

директор

3. Работа ШМО

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются школьные методические объединения (ШМО). В школе функционирует 4 методических объединений учителей: естественно-математического цикла; учителей гуманитарного цикла; учителей начальных классов, классных руководителей каждое из которых работает над своей методической темой, связанной с темой школы. В своей деятельности ШМО ориентируются на организацию методической помощи учителю.

Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой и целями и задачами методической службы школы. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В методических объединениях проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. Кроме того, в тематике заседаний МО отражена единая методическая тема школы. Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства педагогических работников школы.

В этом учебном году в школе работали следующие МО:

-учителей начальных классовпо проблемам:«Совершенствование качества образования учащихся с различными образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога».

-учителей гуманитарного циклапо теме: «Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования, путем применения современных подходов в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях реализации ФГОС»;

-МО учителей естественно-математического цикла,работающая по теме: «Совершенствование уровня педагогического мастерства, информационной культуры, компетентности учителей как средство обеспечения нового качества образования в условиях ФГОС»;

-МО классных руководителейпо теме: «Профессиональная мобильность классного руководителя, как условие эффективности воспитания и развития конкурентоспособной личности».

На заседаниях ШМО обсуждались следующие вопросы:

1. Утверждение плана работы и программ по учебному предмету.

2. Деятельностный подход в преподавании, формирование УУД.

3. Учебное исследование и проектирование.

4. Формирование метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности

5. Анализ репетиционных и пробных экзаменов

6. Итоги адаптации учащихся 1,5 классов

7. О согласовании аттестационных материалов.

Работа всех ШМО была нацелена на введение новых Стандартов образования. Серьёзное внимание было уделено подготовке к ОГЭ: соответственно был составлен план работы ШМО, работы школы, на уроках много внимания уделялось заданиям различного характера, задания. Проводились контрольные работы по линии администрации, анализировались результаты контрольных работ, мониторинга качества знаний по математике и русскому языку и предметам по выбору учащихся.

Силами учителей и администрации проводилась стартовая, промежуточная и итоговая диагностика знаний и умений обучающихся.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В педагогической деятельности каждого учителя должна быть использована педагогическая технология.

Все методические объединения работали удовлетворительно, каждым из них проведено 3-5 заседаний, на которых рассматривались как теоретические вопросы, так и практические, связанные с темой школы, с практикой обучения и воспитания школьников.

Традиционными видами работы ШМО являются предметные недели, интеллектуальные игры.

Выводы:Методическая тема школа и вытекающие из нее темы ШМО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы; выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющих сделать методические обобщения. На заседаниях рассматривались вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. Успешно проводился стартовый, рубежный и итоговый контроль по русскому языку, математике и предметам по выбору. Обозначились проблемы: неумение некоторыми учителями-предметниками делать самоанализ урока,анализ своей педагогической деятельности за год; предметные недели были проведены не всеми ШМО.

Рекомендации:

Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.
Разнообразить формы проведения заседаний ШМО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).
Всем руководителям ШМО в следующем учебном году спланировать и провести предметные недели.
4. Методическая работа по повышению профессионального мастерства педагогов

Были выбраны различные формы для повышения профессионального мастерства педагогов: семинары, методическая учеба, методические совещания, открытые уроки и внеурочные занятия, мастер-классы, обмен опытом работы, индивидуальные беседы по организации и проведению уроков.

В течение всего учебного года классными руководителями были проведены внеклассные занятия, классные часы по разнообразной тематике, участвовали в выставках и конкурсах разного уровня.

ВЫВОДЫ:

Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям.Методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед школой. Все учителяшколы через участие в работе предметных ШМО вовлечены в методическую систему школы.Тематика заседаний методического совета,ШМОи педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогическийколлектив школы.Проанализированы итоги реализации ФГОС.В основном поставленные задачи методической работы на2021-22учебный год были выполнены.

Профессиональный уровень учительского коллектива стабилен.Анализ качественного состава педагогического коллектива основной школы показал положительную динамику роста профессионального уровня учителей. Но вместе с положительными моментами в методической работе школы есть проблемы, на которые в 2022 – 2023 учебном году необходимо обратить особое внимание. Не на должном уровне идёт работа по проектно-исследовательской деятельности в начальном и основном звене, учителя не участвуют в экспериментальной работе, отсутствуют результаты олимпиад по предметам естественно-математического цикла.

Школа немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.

Основные достижения методической работы школыв 2021-2022 учебном году:

· Реализация на первой ступени школы ФГОС позволила снизить психологическую напряжённость среди учителей начальной школы и создать условия для качественной работы в данном направлении в основной школе.

· Активизировалась работа учителей по представлению собственного педагогического опыта и изучению опыта коллег.

· Повысилось количество педагогов с первой категорией.

· Простроено сотрудничество с ИМЦ, организовано дистанционное обучение с целью повышения квалификации администрации школы и педагогического коллектива по осуществлению деятельности в новой школе.

Следует выделить ряд актуальных для развития системы методической работы школы проблем:

1. Объективность оценки результатов работы учителей в области самообразования.

2. Низкий уровень мотивации педагогов в области самообразования.

3. Невостребованность предлагаемого в ходе методической работы материала частью учителей школы.

4. Проблема профессиональной активности педагогов.

Задачи на новый учебный год:

1. Продолжить реализацию ФГОС

2. Активизировать работу школьного сайта

3. Продолжить работу по повышению роста профессионального уровня педагогов

4. Привлечь педагогов к участию в профессиональных конкурсах

5. Поставить на должный уровень работу с одарёнными детьми.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: